Главная Об обществе Хронограф Библиотека Фотогалерея |
|
|
Библиотека.
История Публицистика Богословие Прочее Архив Церковь Иоанна Богослова. Прошлое и современность (историческая зарисовка). Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.
Рядом с ансамблем Ипатьевского монастыря, с его горящими на солнце золотом куполами Троицкого собора и словно лампадками, над гладью реки Костромы, стоящими башнями, наше внимание привлекает величественный, и вместе с тем, гармоничный своими стройными формами храм Иоанна Богослова. Один из древнейших храмов Костромы – одна из жемчужин в короне духовных и исторических древностей нашего города. Изящное пятиглавие и стройный шатер колокольни, в контрасте с монументальным завершением Троицкого собора, дополняет панораму заречной части нашего города. Возведена церковь, по данным записей клировых ведомостей, в 1681-1686 годах, на месте сгоревших в 1681 году двух деревянных храмов – зимнего и летнего – в честь св. ап. Иоанна Богослова и свт. Николая Чудотворца. Построена по типичной для XYII века схеме: «каменная, одноэтажная, с трапезной, колокольней..». При церкви находилось кладбище – место упокоения жителей монастырской слободы. Оно было огорожено обширной деревянной оградой. О древности прихода сообщает грамота свт. Макария, митрополита Московского, выданная на строительство деревянных церквей, воздвигнутых по его благословению в 1562 г. Подтверждала это и надпись на храмовой иконе находившейся в местном ряду иконостаса - «св. ап. Иоанн Богослов в житии». Икона была перенесена, согласно описи 1701 г. из « старобывшия церкви» (ныне утеряна).1 В слободе, которая образовалась вокруг Ипатьевского монастыря и издревле называлась Ипатьевской (по названию монастыря), или Богословской, жили потомственные монастырские ремесленники – каменщики и плотники, иконописцы и кузнецы, обслуживающие нужды монастыря. В Переписной книге 1701 г. записано, что жители слободы « от монастырских оброков оскудели и в конец разорились», «пашни у них и сенных покосов и никаких угодей нет, кормятца работою своею и ремеслом, отходя к Москве и иныя городы».2 «От оскудения» уходили «ипатские каменщики» на заработки в другие города и строили храмы в Новгороде, в Переяславле-Рязанском, по всей России. Вместо сгоревших храмов, на средства жителей слободы и окрестных деревень, а так же денежной помощи наместников монастыря, руками слобожан был построен свой каменный храм. О завершении строительства церкви на иконостасе главного придела некогда была надпись: «Та церковь божия Иоанна Богослова совершися в нынешнем 195 (1686) году при державе государех царех и великих князех Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великой государыни Софьи Алексеевны.., тщанием и радением Ипатова монастыря архимандрита Феодосия. Совершил и освятил церковь божию Иоанна Богослова в нынешнем 195 году декабря в 11 день».3 В дальнейшем церковь неоднократно перестраивалась. В 1706 г., с северной стороны трапезной был пристроена каменная паперть с приделом в честь свт. Николая, а в 1780 г., с южной стороны - придел в честь Федоровской иконы Божией Матери. В 1901-1904 годах первоначальная маленькая трапезная, соединявшая четверик и колокольню была снесена, а на ее месте возводится большое помещение для зимней церкви. В 1735 г., интерьер церкви был украшен фресками (поновлены в 1885г.), выполненными артелью костромских изографов. На северной стене главного придела в клейме сохранилась надпись: «Града Костромы, трудившиеся изографы поп Федор Логвинов с детьми Матвеем, Иваном, Яков Васильев, Егор Абрамов с сыном…» и др. Имя Федора Логвинова упоминается так же и в числе изографов, расписавших Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Посвящение церкви апостолу и евангелисту Иоанну Богослову отобразилось в стенных композициях «Деяний апостолов». Отдельные циклы – повествуют о житии и чудесах свт. Николая Чудотворца и прп. Алексия, Человека Божия, небесного покровителя царя Алексея Михайловича. В композиции росписей включены сцены из акафиста Божией Матери и «Страстей». Редкий для костромских храмов иконостас поражает нас царскими вратами XYIII века с барочным балдахином и резными фигурами апостолов. К сожалению, до наших дней оригинальный иконостас не сохранился - после закрытия храма в 1949 г., часть икон «разошлась» по костромским храмам, часть «бесследно исчезла». 4По описанию костромских исследователей, в частности доктора искусствоведения В. Г. Брюсовой – «живопись икон – образец тончайшего миниатюрного письма, отдельные детали различимы лишь в лупу. Иконы написаны по золоту с золотой пробелкой на одеждах. Рисунок икон исполнен.. изящества…». 5 Ограда вокруг церкви выстроена в 1765-1766 гг. С северной и восточной стороны в ней есть ворота, завершенные барочными кровлями с фигурными главами. С большим мастерством выполнен изящный рисунок металлической решетки с завершениями отдельных элементов в виде языков пламени. Западная часть ограды возведена в 1811г. С церковью Иоанна Богослова связаны имена многих лиц духовного звания и знатных костромичей, прихожан церкви – в церкви похоронен костромской епископ Евгений (Романов, упр. Костромской Епархией 1800-1811), в приделе свт. Николая похоронен викарий Костромской епархии, епископ Кинешемский Вениамин (Платонов 1819- 1905), бывший последние годы своей жизни председателем отделения императорского Палестинского Общества, чье мраморное надгробие до сих пор хранится в церкви. На церковном кладбище покоится профессор Московской Духовной Академии протоиерей Федор Александрович Голубинский (1797-1854), философ-метафизик, родившийся и учившийся в Костроме. Там же, в родовой усыпальнице, покоится тело основателя и руководителя Александровского Православного братства Иллария Ефимовича Беляева (+1903) . Вспомним «дела минувших лет».Вспомним славные страницы истории становления и развития Александровского братства, неразрывно связанного с Иоанно – Богословским храмом, под духовным окормлением которого оно находилось со дня своего основания и до наших дней. 16 сентября 1879 г., одноименное братство при церкви Иоанна Богослова было преобразовано в Александровское Православное братство, «имевшее целью отметить благотворительными заведениями те местности Костромского края, которые были исторически связаны с пребыванием в них Михаила Федоровича Романова, во время избрания его на царство, а так же с народной памятью о подвиге Ивана Сусанина».6 Свои задачи братство определило и как: «попечение о благоустройстве и благолепии приходских церквей, сохранение в них древностей; содержании в порядке, чистоте и исправности приходских кладбищ; попечение о нуждах и благосостоянии приходских причтов; о распространении истинного религиозно-нравственного просвещения; о приходских училищах и учреждении при них библиотек; об учреждении ремесленных училищ, лечебниц, больниц, богаделен».7 Члены-сотрудники братства, оказывали содействие задачам его своими средствами. На эти средства к 1913 г. в Костромской губернии были основаны 7 школ, 4 учебных мастерских с общежитиями при них, 2 амбулаторные лечебницы, богадельня, учебная сельскохозяйственная ферма, всего 19 просветительско-благотворительных заведений. Первым делом братство отремонтировало здание Иоанно Богословской церкви и обустроило приходское кладбище. Примером благотворительности, достойным подражания, может служить деятельность братчика, инженера-механика М.С. Шестинского, владельца механического завода в Костроме. При заводе он устроил столярно-токарные мастерские, в которых ежегодно бесплатно обучал 35 учеников. Вот пример для нынешних фабрикантов и заводчиков! Материально братство помогало и духовенству Иоанно-Богословской церкви, штат которой состоял из 2 священников и диакона. Несмотря на революционное и послереволюционное лихолетье, на гонение религии и тяжелые годы войны, на закрытие рядом стоящего Ипатьевского монастыря и превращение его помещений в квартиры для работников ткацких фабрик, церковь Иоанна Богослова выстояла. Выстояла благодаря твердости и стойкости местного населения. 21 сентября 1930 г. между религиозной общиной церкви и властями было заключено соглашение-договор о бесплатном пользовании религиозной общиной церковного здания. 6.01. 1944г. община получила удостоверение о регистрации ее Советом по делам РПЦ. Опись имущества церкви позволяет судить, что в церкви, и после всех изъятий и экспроприаций сохранилось еще немало ценных церковных предметов: 189 икон, 6 хоругвей, 8 паникадил, Евангелия 1762, 1760, 1751, 1677, 1784, 1872 гг., 3 напрестольных креста, 72 священнических облачения, 41 диаконское.8 Из архивных документов Уполномоченного по делам религий по Костромской области, узнаем, что в 1944 г. и до апреля 1945 г. настоятелем церкви был протоиерей Николай Петрович Невский, с 1932 по 1939 гг. находившийся в ссылке за свои религиозные убеждения (в1945 г. настоятель ц. в Николо-Бережках, в 1947 –в церкви Воскресения на Дебре, с 16.07.1948 по 5.03. 1949 снова в ц. Иоанна Богослова, в 1949г. арестован).9 Судя по документам, где-то с этого времени, наблюдается картина приготовления властей, ведущие к закрытию храма – раздоры в церковной общине, ежегодная, а то и полугодовая смена священства – свящ. Александр Федорович Сокольский, например, вообще, служил в храме с 1.04. 1948 по 16.07. 1948 (3,5месяца).10 Наконец, как результат – решение исполкома костромского горсовета за № 187 от 14. 04. 1949 г. « О расторжении договора на пользование церковным зданием ц. Иоанна Богослова за р. Костромой». В нем указывается причина: «община имущество не бережет, капремонта здания не производила, крыша течет, отопление нарушено, стены бывают сырыми и от этого разрушаются».11 Исполком за подписью председателя горсовета Смирнова П., принимает решение: « договор расторгнуть и церковное имущество из общины верующих изъять».12 Это решение подтверждает и решение Совета по делам РПЦ. от 20.05. 1949 г. за №1405 « О закрытии церкви и расторжении договора с верующими и снятии церкви с регистрации».13 Настоятеля церкви, свящ. Дмитрия Лобанова, 8.07.49 г. лишают регистрации, якобы за неуплату личных налогов, служба в храме прекращается.14 Несмотря на все протесты общины, письма в высокие инстанции, просьбы и обращения (Председателю Верховного Совета СССР Швернику В., в Совет по делам РПЦ., Московскую патриархию), результат оставался прежним – власти не желали менять свое решение, мотивируя это тем, что « в г. Костроме имеется значительное количество церквей, обеспечивающих религиозные потребности верующих». В письме к Председателю Верховного совета СССР Шверник В., люди пытаются доказать всю несостоятельность обвинений в «запущенности церкви»: «храм отремонтирован в 1948-49 гг., крыша починена, труба восстановлена, печи работают исправно, храм в текущем году побелен, заготовлен материал для ремонта ограды».15 В обращении к Председателю Совета министров тов. Сталину за подписью 431 человека, прихожане пишут: « Дорогой и любимый наш тов. Сталин! Только Вы, можете нас, старушек, успокоить в нашей просьбе… мы просим, старики и старушки открыть нам нашу церковь, в которой мы молимся за наших сынов, погибших в тяжелую войну. Мы будем молиться о Вашем здоровье так же, как молились до закрытия нашей церкви».16 Все тщетно. Решением исполкома облсовета просьба отклоняется. Имущество церкви расходится по действующим храмам и музеям. Храм поступает в ведение Костромского облмузея, в ведении которого находится и комплекс сооружений Ипатьевского монастыря. В 1958 г., вместе с монастырскими сооружениями он входит в состав республиканского историко-архитектурного музея-заповедника. 1963 г. для храма ознаменовался началом реставрационных работ, при которых приделы Федоровский и Никольский, примыкавшие с южной и северной стороны, были разобраны. Восстановлена была западная стенка крыльца, которая была сооружена при перестройке трапезной в 1902 г., вскрыт для прокладки отопления, изумительный по красоте, скомпонованный из фигурных плит, чугунный пол. Исчезли зеленые поливные изразцы в виде сказочных птиц - грифонов с верхнего яруса колокольни. С приостановкой реставрационных работ, с бесхозностью и течением неумолимого времени, храм, каким и хотели его видеть творцы новой жизни, действительно стал иметь запущенный вид. Лишь туристы, да местные мальчишки посещали его. На кладбище, правда, приходили люди поклониться праху своих родных. Ситуация с храмом стала меняться после изменения идеологического климата в стране. С восстановлением Александровского Православного братства в 10.03.1992 г., первым председателем которого стал клирик Воскресенского (на Дебре) собора прот. Александр Корягин, по ходатайству Управляющего Костромской епархией архиепископа Александра (Могилева) и верующих людей, встал вопрос о передаче храма общине верующих. 1.02.1993 г. решением Комитета по Управлению Госимуществом РФ., церковь Иоанна Богослова была передана в «безвозмездное и бесплатное» пользование общине верующих Костромской епархии.17 7. 02. 1993г. храм передан окормлению возрождающейся монашеской общине Ипатьевского монастыря (не имеющей в ту пору своего храма – храмы Ипатьевского монастыря еще не были переданы епархии). Первым наместником Ипатьевского монастыря Указом Св.Синода от 30.06.93 г. стал архимандрит Иероним (Тестин), он же, с 1.12.1993г., назначен председателем Александровского братства. В храм пошли люди, религиозная душа истосковалась по Слову Божию, для многих из них нестерпима была разлука со «своим» храмом. Энтузиасты приводили в порядок кладбище, могилу прот. Ф.А. Голубинского. Студенты и преподаватели, историки и простые рабочие люди. вместе, в едином порыве желали скорейшего возрождения храма. Машинами вывозился накопившийся за годы хранения храма музеем мусор. В первую Пасху 1993г., после 47-летнего закрытия, была совершена, прот. Дмитрием Сазоновым (в настоящее время клирик храма), при многочисленном стечении молящихся, первая Литургия. Церковь не вмещала количества пришедших в «свой храм» людей, многие стояли на улице. Пришло религиозное обновление в Трудовую слободу, так с начала 20-х годов была переименована Ипатьевская (Богословская) слобода. Много трудов положил на ниве возрождения духовности иерей Валерий Бурдин (+ 2002), замечательный костромской поэт, труды которого, надеюсь, еще найдут своего читателя. Но подлинная весна возрождения храма пришлась на труды и хлопоты архимандрита Ипатьевского монастыря Павла (Фокина) ( наместник с 1996-2004), который, воодушевив и собрав, благодаря своему духовному авторитету, людей, приступил к прокладке отопления, восстановлению настенной живописи, икон иконостаса, пола, кладбища, приобретения церковной утвари и облачений. Жители слободы так же немало потрудились и внесли свою посильную лепту и труд в дело возрождения храма. Низкий поклон от всех костромичей этим старикам и старушкам, которые не взирая на свои немощи, неустанно трудились и трудятся для храма. 15 ноября 2005 г., церковь Иоанна Богослова, Указом Управляющего Костромской епархией архиепископа Александра (Могилева, на кафедре с 1989г.), из ведения Ипатьевского монастыря переведена в приходскую и имеет теперь статус прихода.18 Много трудов предстоит положить первому назначенному настоятелю храма иеромонаху Ипатьевского монастыря Дмитрию (Нетесину) с собратией и прихожанами, чтобы храм засиял своей первобытной красотой и духовным богатством. Стал подлинной жемчужиной и лампадой в ряду костромских святынь. Дай Бог!
Примечания и ссылки. 1. Цит. по Брюсова В.Г. Ипатьевский монастырь. Искусство. Москва.1982.с. 71 2. ЦГАДА. Ф- 237, оп. 1, ч.1, ед.34, Переписная книга церковной утвари Костромского Ипатьевского монастыря за 1701 г. л.500. 3. Там же. 4. Иконы церкви Иоанна Златоуста. 5. Брюсова В.Г. Там же. 6. Устав Александровского Православного Братства, состоящего под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством. СПб., 1885, с5. 7. Там же 7-8. 8. ГАКО. Ф-2102, оп.6, №330. Уполномоченный Совета по делам религий по Костромской области. Материалы о ремонте Иоанно-Богословской церкви. л. 74. с.9 9. Там же, с.25. 10. Там же, с.15 11. Там же, с.11. 12. Там же, с.12 13. Там же, с. 22. 14. Там же, с. 21 15. Там же, с.14. 16. Там же, с. 18. 17. Архив костромского Епархиального Управления. Дело Иоанно-Богословской церкви. с.3 18. Там же, с.15
|