|
Библиотека.
История
Публицистика
Богословие
Прочее
Архив
Биография инициатора и председателя КЦИО. И. В.
Баженова.
Иван Васильевич Баженов родился 20.06. 1855 г. в селе Кой Кашинского
уезда Тверской губернии в семье священника. Учился в Бежецком Духовном
училище и Тверской Духовной Семинарии. Как лучший ученик был направлен в
Казанскую Духовную Академию, которую закончил в 1881 г. со степенью
кандидата богословия. С 1881г. преподавал в Вятской Духовной Семинарии.
В 1883 г. был направлен в Костромскую Духовную Семинарию и назначен
преподавателем Священного Писания Нового Завета и древнееврейского
языка. В Костроме наиболее полно раскрылся талант Баженова как
ученого-богослова и историка, духовного писателя, краеведа и публициста.
Начиная с 1887 г., он постоянный автор неофициального отдела газеты
«Костромские Епархиальные Ведомости» и журнала «Костромская старина». В
них впервые увидели свет многие фрагменты его трудов, позднее вшедшие
отдельными книгами и завоевавшие внимание широкого круга читателей:
«Костромской Богоявленско-Анастасьин монастырь. Исторический очерк»
(Кострома. 1895г.), «Костромской кремль. Исторический очерк (Кострома
1905 г.), «Костромской Ипатьевский монастырь. Исторический очерк»
(Кострома 1909г.) и др. Он сотрудничает с многими авторитетными
изданиями той поры: «Вестник археологии и истории», «Церковные
ведомости», «Всероссийский церковно-общественный вестник», журналами:
«Русская старина», «Русский паломник», «Воскресный день» , «Приходское
чтение» и др. В 18 изданиях были опубликованы 302 статьи. Именно
благодаря Баженову впервые увидело свет полное издание «Сказания о
явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». Печаталось
оно по древней рукописи дьякона Петра Попова, хранившейся в фондах
Богоявленского монастыря. Баженов подготовил это издание и снабдил его
своими комментариями.
О его необыкновенном трудолюбии и эрудиции много писали современники.
«Учено-литературная плодовитость его была поистине изумительна: скажу
без преувеличения, не выпускалось в последние годы существования журнала
«Русский паломник» ни одного номера, где бы отсутствовала подпись этого
высоко ценившегося редакцией и читателями сотрудника… Местные ценители
старины и приезжие ученые, нередко сами профессора, которым были нужны
те или иные справки по истории нашего края, - все шли за разъяснениями к
Ивану Васильевичу и не уходили от него без ученого удовлетворения. Можно
видеть отсюда, как обширна и многостороння была его эрудиция», - так
вспоминал о нем член совета Губернской ученой архивной комиссии И.
Студицкий.
Научную деятельность Баженов сочетал с практической работой по
сохранению памятников церковной старины Костромской губернии. ОН состоял
членом Костромской губернской комиссии, с 1894г. был членом ее Совета. С
1909г. он является членом-сотрудником Санкт-Петербургского
Археологического института.
Свыше 20 лет Баженов работал над диссертацией «Характеристика Четвертого
Евангелия со стороны содержания и языка в связи с вопросом о
происхождении Евангелия» Этот труд представляет собой серьезное научное
исследование Нового Завета. Расхождения Евангелия от Иоанна с прочими
Евангелиями доказывают, по мнению Баженова, что его автор занл их и
сознательно хотел дополнить. «Общий характер языка и стиля Евангелия, -
заключает Баженов, - при их особенности, показывают, что писатель его
был, несомненно, природный иудей палестинский, притом конца 1 века, а не
образованный эллин 2 века». Этот вывод подтверждает древнее предание
Церкви о принадлежности 4-го Евангелия святому апостолу Иоанну.
Магистерская диссертация И. В. Баженова, вскоре после ее блестящей
защиты в 1907г., приобрела широкую известность и была встречена весьма
лестными отзывами видными представителями богословской науки, как в
России, так и за границей.
В год празднования 300-летия Дома Романовых, архиепископ Костромской и
Галичский Тихон (Василевский) благословил Баженову читать доклад в
Дворянском собрании на торжествах, посвященных этой дате. Баженов
блестяще выступил с докладом на тему «Призвание боярина Михаила
Федоровича Романова на Московский и всея Руси царский престол».
В мае 1913 г. Костромское Церковно-Историческое Общество, инициатором
создания и бессменным председателем которого являлся Баженов, открыло в
Ипатьевском монастыре Церковно-археологический музей. Он добился того,
чтобы ни один памятник церковной старины не подлежал продаже или
списанию без ведома Общества.
Иван Васильевич Баженов умер 9 февраля 1920 г. вскоре после закрытия в
1918 г. Костромской Духовной Семинарии, а в 1919г. и
Церковно-Исторического Общества. Его отпевание совершил епископ
Севастиан (Вести). Ученый был погребен на Новом Федоровском кладбище в
Костроме (кладбище уничтожено в 1980г.). В 1996 г. по инициативе
Костромской епархии, на доме, где жил Баженов в 1887-1920 гг-х, была
установлена мемориальная доска.
К 150-летию со дня рождения Ивана Васильевича Баженова костромской
епархией подготовлено репринтное издание его труда «Костромской
Богоявленско-анастасьин женский монастырь». 3.12.2005 г в Дворянском
собрании состоялась конференция памяти И. В. Баженова. На ней
архиепископом Костромским Галичским Александром был отмечен большой
вклад И. В. Баженова в дело развития церковно-исторической науки как
Костромы , так и России. Им было подчеркнуто, что важной особенностью
ученых занятий и творчества И. В. Баженова было стремление работать не
столько ради науки, сколько ради пользы духовно-нравственного
просвещения. «По сути – отметил владыка,- он (Баженов), создал
церковно-историческое движение в общественной жизни края».
Основным предметом научного интереса И. В. Баженова является история
монастырей и храмов г.Костромы, как сохранившихся, так и безвозвратно
утраченных. «К сожалению, отмечает И. В., -первоначало почти всех
церквей нашего города скрывается в непроницаемом мраке отдаленных
времен. Единственное средство несколько ознакомиться хотя уже не с
превоначалом, но сравнительно древним состоянием церквей представляют
доселе уцелевшие Костромские писцовые книги за 1628-1630 гг.»
|